phone
vertical-line

Как общаться с пассивным ребенком дошкольного возраста?

 Как общаться с пассивным ребенком дошкольного возраста?

Пассивный ребенок или “тихоня”

Пассивных детей часто объединяет целая группа различных проблем — тревожность, медлительность, замкнутость, застенчивость. Они боятся всего нового, часто пасуют даже перед небольшими трудностями. Малейшие изменения в окружении, обстановке и порядке привычных действий могут вызвать у такого ребенка неуверенность и страх.
Пассивный ребенок часто бывает послушным и у родителей не возникает особых сложностей с его поведением. Эти дети бояться и не знают, как выражать свои эмоции, желания и чувства. Часто у таких детей много страхов, которые проявляются в играх, рисунках и рассказах. Причины пассивности часто кроются в детско — родительских отношениях (недостаток эмоциональной поддержки ребенка, явное или скрытое отвержение и отсутствие внимания). Иногда повторяющиеся неудачи ребенка могут стать поводом беспомощности и пассивности.

Секреты успешного общения с пассивным ребенком

Пассивные дети часто испытывают сложности в общении. Дошкольник может нуждаться в общении, но он не умеет или боится вступить в контакт.
Важные компоненты для установления успешного общения:
1) контакт;
2) невербальные способы общения;
3) ролевая игра.
Пассивные дети находятся в постоянном стрессе из-за отношения к ним взрослых и других детей. Иногда родители и педагоги не учитывают психологических и физиологических особенностей таких детей и предъявляют к ним слишком высокие требования: торопят, выражают свое недовольство, упрекают. В результате малыш еще больше замыкается в себе и может полностью отказываться от любого вида деятельности.
Можно заметить и некоторую обособленность таких детей, словно они отгораживают себя от других. Исходя из этой особенности, важная задача взрослого — установить и поддерживать контакт с ребенком. Если малыш почувствует интерес к своей личности, то он пойдет на контакт гораздо проще. Частое обращение к темам, которые близки ребенку, поможет ему стать менее замкнутым (любимые игрушки, блюда, животные, занятия).
Пассивные дети очень хорошо воспринимают невербальные способы общения — прикосновения, жесты, мимику. Чувствительны они и к интонации. Эти моменты взрослому также необходимо учитывать в общении.
Так как ребенок не может выражать свои чувства, то хорошим помощником в преодолении этой сложности, может стать ролевая игра. Как правило, пассивные дети плохо умеют играть в ролевые игры. Играя с ребенком, взрослый может существенно помочь в формировании ролевого поведения.
Даже если поведение пассивного ребенка кажется ровным, внутри он часто переживает множество эмоций. Как говорилось выше, ребенок не умеет их выражать, поэтому существует риск различный невротических отклонений. И одна из главных задач взрослого — побуждать и поощрять эмоции дошкольника.

Обучение пассивного ребенка

Особенностью пассивных детей является то, что боясь сделать ошибку, они отвечают неуверенно и медленно, а могут и вовсе не отвечать на вопросы. Следовательно, понять, как ребенок усвоил материал, бывает достаточно непросто. На помощь придут задания, в которых надо что-то показать на картинке, выбрать нужную фигуру или выполнить команду. Такие задания следует использовать как базу, для развития у ребенка уверенности в себе и повышения его самооценки. На начальных этапах лучше выбирать задания, с которыми ребенок точно справится. Обязательно отметить его успех, но очень сдержанно, так как привлечение излишнего внимания может навредить дошкольнику.
Можно использовать следующие приемы для повышения самооценки пассивного ребенка:
1) чаще хвалить малыша, даже за небольшие успехи;
2)давать несложные поручения;
3)не сравнивать ребенка с другими детьми;
4)не давать задания на время;
5) не торопить с ответом.
Для пассивных детей будут полезны как пальчиковые, так подвижные игры. Очень часто детей бывает сложно расшевелить, и они отказываются от игры, особенно подвижной. Задача взрослого — привлечь и заинтересовать ребенка. Но заставлять принимать участие в игре или другом виде деятельности, ни в коем случае не следует.
Можно разнообразить занятия дыхательными упражнениями или самомассажем, так как этими нехитрыми приемами снимается скованность и напряженность с тела ребенка.
Главным результатом взаимодействия взрослого и пассивного ребенка является осознание малышом того, что взрослый любит, понимает, уважает и принимает его, таким, какой он есть. Ребенок должен чувствовать, что в любой сфере деятельности он может спокойно и уверенно добиться успехов, а взрослый ему в этом непременно поможет.