Позитивное наказание – как это работает?
Наказание издревле является одним из самых распространённых методов, используемых родителями для воспитания детей. В традиционном понимании термин «наказание» подразумевает под собой вынесение определённого физического ограничения с целью остановить проявление нежелательного поведения у ребёнка. Бытовым примером такого рода наказаний может быть постановка в угол, как ограничение свободы передвижения. Многие родители также признаются, что они используют физические методы наказания. Зачастую это происходит как дань традиции, или от бессилия справиться с детскими капризами. Однако современные психологические исследования доказывают, что воспитательные меры подобного рода, хоть и являются эффективными, имеют негативное воздействие на детскую психику.
Негативное воздействие наказания
Дети до семи лет не способны выстроить логическую цепочку и понять, почему любимая мама или папа, вдруг проявляют жесткость и агрессию по отношению к ним. Для них проступок, совершенный ранее, отделён от самого акта наказания. Таким образом, наказание теряет свою обучающую составляющую и воспринимается ребенком на личностном уровне: если мама злится, значит я плохой. Это, в свою очередь, приводит к формированию на подсознательном уровне комплексов неполноценности, низкой самооценки и подавлению свободы самовыражения.
Чтобы избежать подобного рода негативных последствий воспитательного процесса, родителям следует обратить особое внимание на цель, форму и суть наказания. Основной задачей здесь является формирование у ребёнка стойкой логической связи между действием и результатом, проступком и наказанием. Этого можно легко достичь, используя метод позитивного наказания. В отличие от традиционных способов наказания, этот метод основан на ограничении удовольствия, а не на причинении физических неудобств.
Метод позитивного наказания
Метод состоит из трёх этапов. На первом, подготовительном этапе, необходимо придумать и ввести в семейный обиход некоторое повторяющееся действие, которое доставляет удовольствие и ребенку, и родителю. Каким может быть это действие, зависит от каждой конкретной семьи. В качестве примера можно использовать ежевечернее чтение книги на ночь, совместный просмотр мультфильмов, прогулки в парке, выпечка печенья или собирание конструкторов. Важным является то, что действие должно быть совместным и приятным для детей и родителей.
На втором этапе следует создать систему правил и порядков в доме, а также оговорить нормы и границы дозволенного поведения. Желательно, что бы данные правила касались всех, а не только ребёнка. Правила должны быть просты в формулировке, понятны и доступны детскому пониманию. Желательно проговаривать эти правила время от времени, напоминая ребенку об их существовании.
Далее, на третьем этапе, необходимо объяснить ребенку, что нарушение границ, семейных правил и плохое поведение приводит к лишению удовольствия. Наказанием является отказ родителя от исполнения приятного и привычного ребёнку ритуала. При этом важным аспектом является то, что родитель тоже лишается возможности совершить это действие. Таким образом, «наказанными» получаются все, и установка «мама злая – я плохой» уходит. Применяя данное наказание, родителю следует проговорить с ребёнком, почему именно ритуал не исполняется, что привело к этому результату, и как нужно себя вести в дальнейшем.
Данный метод может показаться, на первый взгляд, слишком трудоёмким и хлопотным в исполнении. Действительно, родителям стоит потрудиться для того, чтобы придумать и ввести в семейную практику систему правил и радостные ритуалы. Но наградой проделанную работу будет спокойный, гармонично развивающийся, уравновешенный и счастливый ребёнок. Не это ли является целью любого воспитательного процесса?