phone
vertical-line

Психологические проблемы дошкольников

Психологические проблемы дошкольников

В раннем возрасте поведение ребёнка направляется взрослыми. В дошкольные же годы изменяется его психика и отношение к окружающему миру. Маленький человек начинает сам определять своё поведение. Он пытается упорядочить всё, что видит и чувствует, начинает замечать закономерности. В этот период в его сознании возникают собственные оценки, которые определяют его отношение к людям. Изменяются мотивы действий ребёнка – если раньше он действовал импульсивно, то теперь его поступки более обдуманны, он по-иному воспринимает себя и свои возможности. Именно в этом возрасте происходит осознание себя как личности, понимание своего места в отношениях со взрослыми.
Это сложный период, когда закладываются жизненные установки, влияющие на человека и во взрослой жизни. В случае, если нет необходимых условий для развития личности, у детей могут появиться проблемы психологического плана.

Психологические проблемы и их причины

Специалисты называют следующие виды таких проблем:
-проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (неспособность к концентрации внимания, слабая память);
-поведенческие (склонность к агрессии, грубости, лжи);
-личностные и эмоциональные (подавленность, боязливость, тревожность);
-проблемы общения (чрезмерная обидчивость, некоммуникабельность);
-неврологические (жалобы на головную боль и усталость, бессонница или ночные кошмары, иногда даже нервные тики и непроизвольные движения).
Все эти проблемы являются следствием ошибок и заблуждений взрослых – родителей, воспитателей и окружающих людей, которые так или иначе воздействуют на детей. Большое значение имеют отношения ребёнка такого возраста с матерью. Например, если мать чересчур опекает своё дитя, «привязывает» его к себе, то, оказавшись без неё, ребёнок испытывает страх, волнение, возникает состояние тревожности. Такое же ощущение порождают завышенные требования, а также смена социальных отношений (другой детский коллектив, другой педагог и др.). Необходимо вовремя купировать такое состояние, иначе оно укоренится в психике и тревожность станет чертой личности.
Другая проблема, агрессивность, тоже зачастую связана с материнским отношением. При недостаточном общении с матерью у ребёнка также возникает тревожность, подозрительность, и на фоне этого, как способ защиты, появляется жестокость, агрессия, эгоизм.
Причиной такого поведения очень часто бывают неблагоприятные семейные обстоятельства, а также чересчур жёсткий родительский контроль, неуважительное или оскорбительное отношение к ребёнку.
Бороться с детской агрессией достаточно сложно. Попытки подавления её иногда приводят к противоположному результату. Если не обращать внимания – такое поведение войдёт в привычку. Родителям необходимо найти правильный подход к такому ребёнку, больше общаться с ним, объяснять, применять великую силу убеждения.

Формирование самооценки

В процессе осознания ребёнком своих возможностей складывается такое понятие, как самооценка. Эта важная составляющая личности человека в дошкольном возрасте возникает как реакция на отношение к нему окружающих. По мере взросления такая зависимость от оценки других значительно снижается.
В семьях, где ребёнка учат подстраиваться под окружающих, стараться угодить для достижения успеха, самооценка ребёнка бывает достаточно низкой. Средняя формируется в условиях снисходительности и покровительства со стороны родителей. И только семьи, в которых ценят самого ребёнка, а не мнение о нём окружающих, в которых принимают его как личность, создают условия для высокой самооценки. Такие люди уравновешены и уверенны в себе с детского возраста и успешны во взрослой жизни.
Таким образом, значительную роль в формировании неадекватной самооценки играет оценка родителей. Если между этими понятиями существует противоречие, возникает внутренний конфликт, который крайне негативно влияет на психическое развитие ребёнка дошкольного возраста.
В этот период жизни дошкольника его психика находится ещё в стадии становления и поддаётся коррекции. Поэтому необходимо вовремя отреагировать на указанные нарушения и помочь ребёнку их преодолеть во избежание проблем в подростковом возрасте и во взрослой жизни.