Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду?
Необходимость формирования у ребенка первого социального опыта возникает неизбежно по мере его взросления и получения родителями путевки в детское дошкольное учреждение. Выбор – отдавать дочь или сына в садик, или не отдавать – встает перед всеми родителями. Но осознание того, что первый опыт будет даваться ребенку непросто, приходит не ко всем.
Основные фазы адаптационного процесса
Успешность адаптации ребенка к детскому саду, зависит от физической, психологической зрелости малыша, его личностных характеристик, состояния здоровья, и накопленного опыта общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. В ходе многочисленных исследований, специалистами принято разделение периода привыкания на три основные фазы:
1) острая фаза, продолжительностью около 30 дней, характеризуется ярко выраженными внешними признаками, ребенок начинает часто болеть ОРВИ и ОРЗ, нарушается сон, часто наблюдается снижение аппетита, остановка речевой динамики. В этот период родители сталкиваются с капризами и поведением, выходящим за рамки обычного;
2) подострая фаза, длится несколько месяцев (от трех до пяти), в ходе которой ребенок внешне успокаивается, ведет себя предсказуемо и адекватно, знакомится со сверстниками и воспитателями, привыкает к новому режиму дня и пище, но замедление психического развития еще может наблюдаться;
3) фаза компенсации, продолжается до конца первого учебного года, в ходе нее родители могут увидеть убыстрение темпов психического развития своего ребенка, по сравнению с подострой фазой, их успокаивает вхождение малыша в норму, характерную его возрасту.
Степени тяжести адаптационного процесса
Во время привыкания ребенка к детскому саду не нужно предъявлять к нему завышенных требований, темп его развития несколько снижается, и сравнение его результатов с другими детьми, часто не всегда выигрышное, может усугубить ситуацию, и вызвать серьезный стресс. Тяжесть процесса адаптации у всех детей различна. Легкая ее степень характеризуется малой продолжительностью сдвигов в поведении и развитии ребенка, его сон быстро нормализуется, аппетит восстанавливается в течение недели, агрессия и капризы не носят ярко выраженного характера и исчезают за 20-30 дней. Эмоциональный фон и двигательная активность сильно не изменяются, соматических нарушений здоровья не наступает.
При средней тяжести адаптации, ребенок демонстрирует все признаки легкой степени, но с большей глубиной и продолжительностью. Преодоление стрессовых факторов занимает не 20-30 дней, а 35-40, и сами процессы носят более тяжелый характер. Могут появляться признаки респираторных заболеваний. Тяжелая адаптация занимает длительный период времени – от двух месяцев до шести. Наблюдается грубое нарушение поведенческих реакций ребенка. Его сон становится значительно хуже и беспокойнее, прием пищи часто сопровождается рвотой и тошнотой, он становится замкнутым и беспокойным, агрессивным и подавленным. Речевая и двигательная активность резко падают, психическое развитие тормозится. Ребенок начинает тяжело и продолжительно болеть. И, наконец, очень тяжелая степень адаптации к детскому саду, длится более шести месяцев, и ставит под серьезное сомнение сам смысл посещения ребенком детского учреждения. В таком случае, стоит рассмотреть возможность домашнего воспитания и подготовки к школе.
Что нужно сделать, чтобы ребенок наиболее быстро и комфортно преодолел период адаптации?
Для успешного преодоления всех трудностей адаптационного периода, родителям важно выбрать оптимальный возраст вхождения ребенка в новый коллектив. Возрастной интервал от 2,5 до 3,5 лет наиболее благоприятный для обретения новых знакомств, исследования новых пространств. Малыш постепенно отрывается от матери, у него просыпается стремление все делать самому, и изучать окружающий мир без надзора родителей. Психологически ребенок готов выйти за пределы своего дома и двора, и способен наиболее мягко адаптироваться к детскому саду.
О необходимости и неизбежности посещения детского сада необходимо разговаривать с ребенком заранее, подробно рассказывая о правилах и распорядке дня, он должен максимально полно узнать о требованиях, которые будут к нему предъявляться, научиться навыкам самообслуживания, это очень поможет ему на первых порах. Полезно начать знакомство с новыми условиями, приводя малыша в детский сад во время прогулок, оставаясь в стороне, и давая возможность ему самому проявить любопытство. Также не лишним будет познакомиться с воспитателями группы, которую будет посещать ребенок. Они должны заранее узнать об особенностях характера и привычках, понять, какую линию поведения, для максимальной пользы ребенка, нужно выработать.
Если не запрещается приносить с собой игрушки, то пусть ребенок посещает детский сад с маленьким игрушечным другом, это будет напоминать ему о доме, и снизит тревожность в первые недели привыкания. Расставаясь с ребенком утром, нужно четко дать ему понять, что мама вернется, через несколько часов он будет снова дома, не нужно критиковать его за капризы и боязнь остаться без родителей среди незнакомых людей. В это период необходимо обязательно уделять много времени ребенку вечером, компенсируя проведенные в детском саду часы, лаской, вниманием, совместными играми и общением.
Адаптация к детскому саду – первое серьезное испытание для ребенка, родителям необходим большой запас душевных сил, терпения и чуткости. Соединив усилия, не жалея любви и ласки, этот кризисный период можно преодолеть быстро и без последствий для всей семьи.