phone
vertical-line

 

 Справочник:  Беременность и роды |  Воспитание детей |  Дети и детский сад |  Дети и школа |  Женская психология |  Заболевания |  Здоровье и красота |  Интересно о полезном |  Косметические и ухаживающие средства |  Косметические процедуры |  Лечебная гимнастика и йога |  Макияж |  Массаж |  Методики лечения |  Мужская психология |  Народная медицина |  Парфюмерия и ароматерапия |  Питание и диеты |  Практическая психология |  Психология общения |  Рецепты красоты |  Самосовершенствование |  Семейные отношения |  Снижение веса и похудение |  Спорт и здоровье |  Спортивное питание |  Стоматология |  Уход за волосами |  Уход за лицом |  Уход за телом |  Фармакология

Кнут или пряник: стоит ли наказывать детей?

В воспитании собственных детей некоторым родителям нет равных: кто-то, используя дедовские методы, ставит детей к стенке на горох, кто-то запрещает общение со сверстниками, лишает различных удовольствий и сладостей, а кому-то совершенно нет дела до проступков детей, и вторые остаются безнаказанными, в полной мере уверовав, что все им будет сходить с рук.

 

Однако есть ли определенное мнение экспертов насчет того, за что и как правильнее всего наказывать детей?

 

Кнут или пряник: стоит ли наказывать детей?

 

Формирование здорового мышления

Есть те, кто за малейшую провинность тут же берется за ремень. Детей, которые постоянно попадают под горячую руку, можно считать несчастными. Такое поведение родителей считается аморальным, а то и крайне жестоким и должно пресекаться законом.

 

Но есть родители, которые балуют свое чадо на каждом шагу, и отсюда возникает вседозволенность, а авторитет такого родителя стремительно падает.

 

Психологи говорят, что ребенок в первую очередь должен быть ознакомлен с границами дозволенного и знать, что будет, если ее преступить. Наказание должно быть эффективным и исполняться в соответствии со следующими целями:

 

1)  исправление нежелательного поведения,

 

2)  воздействие на поступки ребенка в будущем,

 

3) поддержание влияния родительского слова,

 

4)  корректирование границ дозволенности для безопасности окружающих и самого чада.

 

Соответствие возраста и наказания

Детей до двух-трех лет, которые еще только начали познавать мир, категорически запрещено наказывать, так как они еще не в состоянии обнаружить связь между запретами и дисциплинарными мерами. Все действия малыша, скорее всего, направлены на то, чтобы выяснить последствия поступков, неважно, хороших или плохих, а также в следствие случайности. Например, бить маму, чтобы узнать, что такое боль. Или дитя разбило стакан, потому что хотело напоить любимую маму чаем.

 

В таком маленьком возрасте лучше всего действует метод отвлечения или отказ от покупки ново игрушки. Также на маленьких «хулиганов» хорошо воздействует метод «тайм-аута», когда ребенка за чрезмерную активность садят на некоторое время на стульчик.

 

После шести-семи лет ребенок особенно остро чувствует унижение от физического наказания. Ребенку в этом возрасте стоит уделить внимания, объясняя мотивы поведения человека и формируя чувство жалости.

 

стоит ли наказывать детей

 

Популярные ошибки в воспитании

Чаще всего взрослые наказывают своих детей необдуманно, потому что «у них нет времени и сил» объяснять ребенку правильность его поступка, они не выясняют, чем руководствовался, какие цели преследовал. Очень часто родители попросту «срывают зло» на детях, чего, конечно же, делать нельзя. Поэтому вот список наиболее частых ошибок родителей:

 

  1. Различие слов и действий, непоследовательность. Это актуально тогда, когда родители обещают наказать своего ребенка, но за этими словами ничего не следует. Нужно быть твердым в своих намерениях, однако, конечно же знать меру наказаниям.

 

  1. Зачастую дети ведут себя агрессивно или «неправильно», потому что хотят привлечь хоть какое-то внимание.

 

  1. Неуважение к ребенку, унижение его, как физически, так и морально, не принятие его как личности.

 

  1. Конфликт мнений родителей. Например, когда мама строго обязывает надеть шапку, а отец разрешает «втихую» снять ее.

 

Границы допустимости наказания

Важно понимать, за что ребенок наказан и, прежде всего, выяснять причину его поведения. Есть вещи, за что принимать меры воздействия на дитя точно не стоит:

 

  1. Любопытство. Ребенок может прыгнуть в лужу, сломать дорогую вещь или даже быть жестоким по отношению к животным, потому что не знает, что можно простыть, что предмет нельзя собрать или что животному больно. Он делает это в целях познания. На этом этапе важно объяснять ребенку, что влекут за собой такие поступки.

 

  1. Особенности возраста, психологии, наличие болезней и патологий. За плохую память, низкую концентрацию внимания или гиперактивность наказывать ребенка также не стоит.

 

  1. Неряшливость и неосторожность: разбил стакан, вымазал новую куртку.

 

  1. Естественные эмоции: ревность, обида, зависть.

 

Напоследок хочется добавить, что некоторые родители относятся к наказаниям консервативно: мол, меня наказывали в детстве, хорошим же вырос человеком. Такие люди не допускают существования альтернативных методов воспитания и считают, что психологам тут нет места. Однако стоит задуматься над тем, что психология – это тоже наука, которая все дальше и дальше продвигает человеческую цивилизацию, как, впрочем, и другие науки. Поэтому для воспитания достойных личностей, которые смогут в дальнейшем сделать немаловажный вклад в генофонд человека, так важно применять правильные меры воздействия на новое поколение.